» Продолжаем разбирать газовый контракт с Украиной и выплату 3 млрд долларов. DER ZRADA
|
Для начала, просто два скрина. Оказывается, на Украине газовый контракт победой также не считают. Удивительное дело, ведь если Россия слила, и Украина слила, то кто победитель? Подсказываю, в большей степени Евросоюз и в меньшей Россия.
Мы с вами так привыкли к геополитическим победам, что поражения шокируют. А они, к слову, есть. Потому что противостоят нам не абы кто, а США вместе с грудой союзников. Вам поражений? Да легко, Южный поток. И срыв ввода Северного потока II. Сначала сломали Болгарию, и Россия попала на серьезные убытки, потом Дания тормозила, теперь США напрямую угрожают участникам СП2. Достроить то его Россия достроит, там и осталось то 50+ километров, но это еще несколько месяцев задержки.
А пока отмечу те моменты, которые накопал за прошедшие сутки:
- объемы украинского транзита на грядущие 5 лет (65 млрд кубов в первый год и 40 млрд в прочие, соответственно 1,8 млрд долл и 1,2 млрд долл) это по сути стоимость обслуживания украинской ГТС. Грубо говоря, договорились по минималке, ибо ниже некуда. На транзите этом украинские элиты не заработают, они будут зарабатывать на реверсных поставках газа из Европы, ну то бишь обдирать украинцев. Потому что о прямых поставках газа из РФ ничего не сказано не просто так.
- тарифы на транзит оговорены отдельно и должны соответствовать европейскому уровню. В их коммюнике это пункт 2.2.3, если я не ошибаюсь, в сети он есть. То бишь Украина лишена возможности любого шантажа с тарифами (это кстати не мешало бы и с Белоруссией проделать).
Обратимся к фактам. СП2 не готов, Турецкий поток еще только начинает работу (там кстати опять болгарские братушки помогли и сорвали ввод в строй своей ветки). Да, это снова наши провалы. Грубо говоря, остановить транзит через Украину с 1 января 2020, означало бы сорвать поставки в ЕС. Кому это выгодно? США с их сжиженным газом.
Теперь ключевое, 3 млрд долларов стокгольмского арбитража. Это тоже своего рода провал, наш, российский. С 90-х благоговели перед Европой, согласились с преимуществом ее законодательства перед нашим, теперь платим деньги (кстати, там еще корячилось исков на 12 млрд долларов со схожими перспективами). Собс-но и Навальному выплачиваются компенсации по решениям ЕСПЧ по той же причине. В сети мелькала новость, что в качестве компенсации будут возвращены 3 млрд долларов Януковича, но не факт. Кстати, и эти 3 млрд тоже прямые потери и следствие ошибки.
Могу и еще назвать провалов. Например Ливия, где также потеряны миллиарды долларов наших нефтяных инвестиций. Позаигрывали с Европой, поддержали уничтожение суверенного государства и получили пинка под зад оттуда в итоге.
Зато получилось в Сирии. А не получилось бы, сегодня боевики ИГИЛ оттуда воевали бы на нашем Северном Кавказе, а через Сирию прошел бы в Европу газопровод из Катара, и Газпром, а значит Россия, потеряли бы европейский газовый рынок начисто, и опять в интересах США.
Это геополитика, вернее, тот краешек подлинной геополитики, который мы видим, не обладая всей полнотой информации. Так что будут и потери, и поражения. И победы тоже будут. Одно точно, спокойной жизни нам не дадут.
Понятно, что любой из вопящих "ха ха, ну вот сейчас то точно Рашка фсьо" таких просчетов бы не допустил, и прозорливо обыграл весь мир, включая США. Но бодливой корове, как говорится, рогов не выдали.
UPD. А на Украине в принципе и сами уже догадались насчет зрады https://112.ua/mnenie/chto-nam...
Как водится, спектр интерпретаций договорённостей по газу широк и полноводен. Большинство же из них имеют скрытое признание в несостоятельности, ибо даже для простого прочтения документа требуется подготовка выше среднего.
Вот этот документ, где чёрным по почти белому написано то, что стороны договорились на таких-то и таких условиях:
Все разговоры о перемогах и победах надо оставить политикам для внутреннего потребления, хотя, справедливости ради, стоит отметить: перемога Украины в устах украинских функционеров прозвучала тут же. Прозвучала на фоне отсутствия фанфар в России, которые, в условиях тяжелейших переговоров, были бы крайне неуместны.
Почему?
Потому что Газпром — это Газпром, а не Россия. Путаница в понятиях — весьма характерное явление для незрелых структур и личностей как с той, так и с другой стороны. Посему разговоры о том, что Россия якобы простила Украине $3 млрд кредита вообще не имеют отношения к теме. В документе об этом нет ни слова, что естественно, ибо, повторю: Россия — это не Газпром.
Впрочем, нафтогазовские фанфары в устах Витренко понятны ещё и с другой стороны: правлению (8 человек) не придётся возвращать миллионы долларов, уже разпределённых по карманам в качестве части премии по результатам стокгольмского Арбитража. Более того, теперь, в случае выплаты Газпромом исковой суммы, премия увеличится существенно.
Что касается суммы, которую Газпром обязался выплатить — порядка $3 млрд — это менее 1% от активов российского газового гиганта (не путать с капитализацией). Мало кто заметит эту каплю в море. А для Нафтогаза? За неимением актуальных данных об активах этой структуры, полагаю, что цифра сопоставима со всеми активами, тем более, что, в соответствии с текущей реформой, украинская ГТС, рыночная стоимость которой не более $1,5 млрд (по словам председателя правления Коболева), уходит из-под Нафтогаза вовсе.
Вывод: тактически Нафтогаз и его правление выиграли от заключения контракта с Газпромом. Стратегически, как видится, Газпром, как минимум, не проиграл, во-первых, существенно сократив срок контракта и объёмы прокачки по ГТС Украины с учётом предстоящей и неизбежной реализации «Северного потока — 2» и, во-вторых, оставив себе право не согласиться с тарифами на транзит, которые ещё остаются предметом переговоров:
п. 2.2.3 Компания-организатор [Нафтогаз — авт.] обратится к ООО «Оператор газотранспортной системы Украины» для бронирования мощностей ГТС Украины…
- при условии, что к моменту бронирования НКРЭКУ [Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг — авт.] будет установлен конкурентный тариф, признаваемый Компанией-организатором и соответствующий уровню газотранспортных тарифов, применяемых в странах Западной и Центральной Европы.
п. 3.2 Украинская сторона в срок до 29.12.19 примет все необходимые меры (создаст все необходимые условия):
- для... обеспечения надёжной правовой защиты интересов заказчика услуг [Газпрома — авт.] по транзиту, предсказуемости, прозрачности, экономической обоснованности и стабильности тарифообразования;
То, что за кадром и осталось почти незамеченным:
1. Потребность Украины в импортном газе, которая из-за сокращения производственных мощностей пока падает,будет покрываться из объёмов, утверждённых соглашением (65 млрд м3 в 2020 году и по 40 млрд м3 в последующие 4 года). Объём импорта по разным оценкам остаётся примерно на уровне 20 млрд м3 в год. На весь российский газ, который Украина будет потреблять из прокачки по ГТС, тарифы применяться не будут и осуществляться по территории Украины за свой счёт. Объём, подлежащий транзитной тарификации, будет определяться разницей между входом в украинскую ГТС и выходом в Европу.
2. Все предварительные разговоры о скидках на газ для Украины не вошли в соглашение. Таким образом, цена на газ остаётся предметом торга и неизбежно ставится в зависимость от тарифа на транзит: выше цена за транзит — выше цена на газ и, соответственно, наоборот.
3. На самом деле, вопрос о прямых поставках газа на Украину вообще не стоит. То есть, в случае недоговорённости по цене, весь газ будет поступать в Европу, Украина зарабатывать на транзите, но этот заработок будет нивелироваться повышенной ценой газа по «реверсу». Таким образом, даже в случае прокачки всего газа в Европу, заработок на транзите, по оценкам экспертов, даже не покроет стоимость обслуживания украинской ГТС.
И последнее: Газпрому, который не Россия, но за спиной которого Россия конечно же стояла, противостояли и Украина, и Евросоюз в лице Еврокомиссии, а также США со своими глобальными интересами, удалось, как минимум, свести к минимуму свои тактические потери и сохранить стратегические российские интересы.
По всему, газовая война отступила, но самое интересное ещё впереди.